Назад

Независимая экспертиза товара – зачем она нужна?

 

В последние годы возросла покупательская способность граждан, расширился ассортимент и количество приобретаемых товаров как импортного, так и отечественного производства. Сегодня можно купить практически всё, чего душа пожелает. Одновременно с этим, возросли и требования к приобретённому товару, требования к его работоспособности. Немалую роль в этом сыграл и Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», принятый в 1996 году. Основная идея Закона – презумпция невиновности потребителей. То есть, если с товаром что-то произошло, то ответственность в доказательстве его добротности полностью лежит на продавце (изготовителе).

Закон говорит, что при возникновении спора о причинах возникновения недостатков товаров продавец (изготовитель)  обязаны провести экспертизу за свой счёт.

«Центр Независимой Экспертизы» проводит независимую экспертизу качества и количества продукции по заявкам физических и юридических лиц, судебных органов и других заинтересованных сторон.

В случае возникновения разногласий между продавцом и потребителем по качеству товаров в Центре проводят  экспертизу бытовой техники, компьютеров, телефонов, фото- и видеокамер, теле- и радиоаппаратуры, часов, ювелирных изделий, обуви, одежды, мебели, изделий из древесины и других товаров и услуг (качество ремонта обуви, квартиры, пошива одежды и др.).

Заключения экспертов Центра принимаются во внимание и рассматриваются судами различных инстанций.

Объективность заключений экспертов подтверждается их квалификацией. Все эксперты Центра имеют высшее образование и значительный практический стаж работы по специальности.

         Эксперты Центра проводят экспертизу и тестирование новых, неизвестных широкому кругу потребителей товаров, оценивая их достоинства и недостатки.

         В Центре разрабатывают технические условия, технические описания и стандарты организаций, проводят экспертизу контрактов (договоров) и продукции в конфликтных ситуациях между предприятиями, осуществляют предотгрузочную инспекцию отправляемой партии товаров и приемочную экспертизу получаемой партии товаров по количеству и качеству, проводят подготовку производства к сертификации продукции и оказывают содействие в её сертификации.

За время работы «Центра Независимой Экспертизы» провёл около 1500 экспертиз.

Совместно с Брянским государственным университетом, филиалом кафедры «Маркетинга» которого является  «Центр Независимой Экспертизы»,  был проведен анализ деятельности Центра.

Результаты исследования представляют интерес для потребителей, продавцов и органов, защищающих права потребителей.

Так, количество поданных по годам заявок на проведение экспертизы постоянно растёт, что свидетельствует о повышении активности потребителей в деле защиты своих прав. Количество поданных в 2008 году заявок возросло по сравнению с 2004 годом почти в два раза. При этом количество заявок на проведение экспертизы мобильных телефонов возросло в 2,4 раза, бытовой техники и теле- и радиоаппаратуры – в 2,2 раза, компьютеров – в 3 раза, мебели и столярных изделий – в 1,5 раза.

Следует отметить, что всё больше продавцов выполняют свои обязательства перед потребителями в соответствии с законом  «О защите прав потребителей» - всё больше продавцов направляют товар по заявлениям потребителей на экспертизу за свой счёт.

Если в 2004 году по инициативе продавцов было проведено только 36 % из общего количества экспертиз, то в 2008 году эти цифры составили 69% и 73% соответственно. (Рисунок 1)

 

 

 

 

Рисунок 1 – Распределение заявок от потребителей и продавцов

 

Если рассматривать заявки по видам продукции, то больше всего их было подано на мобильные телефоны и цифровые фотоаппараты – 46,3 %.

На втором месте бытовая техника (холодильники, стиральные машины, кухонные комбайны и т.д.) и теле- и радиоаппаратура – 27,5%.

Шестая часть поданных заявок – 15,5 % относится к изделиям текстильной и лёгкой промышленности (одежда, обувь, головные уборы, сумки и т.д.)

Прочие виды продукции – мебель, столярные изделия, компьютеры, бензо – и электроинструменты, велосипеды, коляски и т.д. составили 10,7 %.

 

Рисунок 2 – Распределение заявок на проведение экспертизы по видам продукции

 

Около 10 % экспертиз проведено по определениям мировых и районных судов, что позволяет сделать вывод, что, во-первых, еще не всегда продавец и потребитель умеют мирным путём решать конфликтные ситуации, и, во-вторых, что активность потребителей в защите своих интересов повышается. Следует отметить, что во всех случаях судебного решения спора между продавцами и потребителями, заключения экспертов «Центра Независимой Экспертизы» признаны судами объективными и убедительными.

Обобщённые данные по результатам проведенных экспертиз приведены па рисунке 3 и в таблице 1.

 

Рисунок 3 – Обобщённые результаты экспертиз

 

Таблица 1

Наименование продукции

Подано заявок, % от общего количества поданных заявок по данной продукции

Виды дефектов, % от общего

количества данной продукции

продавцами

потребителями

производственный

эксплуатационный

неподтверждённый

Телефоны, цифровые фотоаппараты

80

20

41

43

16

Бытовая техника

64

36

54

32

14

Обувь, одежда

30

70

51

49

0

Компьютеры

75

25

100

0

0

Мебель,

столярные изделия

-

100

100

0

0

Прочие изделия

40

60

70

30

0

По всем видам

продукции

64

36

50

38

12

 

Из  представленных данных следует, что за анализируемый период в 50%  изделий, подвергшейся экспертизе оказались производственные дефекты, в 38% изделий были обнаружены дефекты, образовавшиеся в результате неправильной эксплуатации изделий. А вот в 12 % изделий заявленные потребителями дефекты не подтвердились, т.е. потребители просто не умели пользоваться приобретёнными товарами.

Представленные результаты свидетельствуют, что чем технически сложнее товар, тем ответственнее продавец относится к своим обязательствам по отношению к потребителям в части собственной инициативы при проведении независимой экспертизы.

Пятидесятипроцентный средний уровень производственного брака свидетельствует о том, что сегодня  потребитель не всегда прав в своих требованиях, т.е. дело обстоит, если можно так выразиться, пятьдесят на пятьдесят. Хотя по отдельным видам продукции (мебель, столярные изделия, компьютеры) во всех случаях требования потребителей были объективными, поскольку во всех исследуемых изделиях были зафиксированы производственные дефекты.

Таким образом, можно утверждать, что только по результатам независимой экспертизы может быть установлена объективная причина выхода из строя  того или иного изделия. Тем более экспертиза нужна, поскольку в значительной части продукции с производственными дефектами, последние были скрытые, в той или иной мере косвенно влияющие на качество продукции и причины выхода её из строя.

 

Виктор Савенко  - заместитель директора ООО «Центр Независимой Экспертизы»

 

г. Брянск, (4832) 66-47-59, 33-31-26, 33-31-28



Hosted by uCoz